СТО 70238424.27.140.036-2009: Гидроэлектростанции. Водохранилища ГЭС. Основные правила проектирования и строительства. Нормы и требования


СТО 70238424.27.140.036-2009: Гидроэлектростанции. Водохранилища ГЭС. Основные правила проектирования и строительства. Нормы и требования

Терминология СТО 70238424.27.140.036-2009: Гидроэлектростанции. Водохранилища ГЭС. Основные правила проектирования и строительства. Нормы и требования:

3.23 берегопереработка : Процесс образования береговой кромки водохранилища в результате размыва, обрушения, оползневых, просадочных и других деформаций рельефа в зоне нового уреза воды, а также отложения наносов, приносимых рекой и ее притоками.

Определения термина из разных документов: берегопереработка

3.9 водные ресурсы : Пригодные для использования в национальной экономике запасы вод суши, Мирового океана, подземных вод, почвенной влаги, льдов, снежного покрова и их энергия: механическая или тепловая.

Определения термина из разных документов: водные ресурсы

3.10 водный объект : Природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Определения термина из разных документов: водный объект

3.11 водоемы: Озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;

Определения термина из разных документов: водоемы

3.1 водохранилище : Искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением, с целью накопления воды и регулирования стока.

Определения термина из разных документов: водохранилище

3.22 возмещение убытков землепользователям : Мероприятия, обеспечивающие компенсацию потерь земельных участков и сельскохозяйственной продукции, выбывающей вследствие строительства ГЭС и водохранилища.

Определения термина из разных документов: возмещение убытков землепользователям

3.13 гидротехническое сооружение : Сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.

Определения термина из разных документов: гидротехническое сооружение

3.24 главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) : Государственный орган, который распределяет средства федерального бюджета по подведомственным учреждениям (утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств, исполняет соответствующую часть бюджета, представляет в Федеральное казначейство отчетность об исполнении федерального бюджета).

Определения термина из разных документов: главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС)

3.15 государственный заказчик : Государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация независимо от форм собственности, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться бюджетными инвестиционными ресурсами для реализации государственной целевой программы или конкретного инвестиционного проекта;

Определения термина из разных документов: государственный заказчик

9.1 Земельные отношения

9.1.1 Земельные отношения, связанные с изъятием (выкупом) земельных участков, расположенных в границах зоны затопления водохранилища, а также их перевод в категорию водного фонда должны производиться в соответствии с title="136-ФЗ" и Федеральным законом от 21.12.2004 № title="О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

9.1.2 Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд необходимо осуществить только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Под равноценным возмещением необходимо понимать выкупную цену земельного участка, в которую включается обоснованная законодательством стоимость изымаемого земельного участка и оценочная стоимость находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами.

9.1.3 Изъятие земельного участка у собственника должно быть произведено путем выкупа.

9.1.4 Землепользователям и арендаторам земельных участков должны быть возмещены убытки, причиненные изъятием этих участков для государственных нужд.

9.1.5 Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Определения термина из разных документов: Земельные отношения

3.2 зона затопления (верхнего и нижнего бьефа ГЭС) : Территория, в пределах которой возможно или прогнозируется покрытие ее водой в результате строительства ГЭС

Определения термина из разных документов: зона затопления (верхнего и нижнего бьефа ГЭС)

3.12 комплексное использование водных ресурсов : Использование водных ресурсов для удовлетворения нужд населения и различных отраслей национальной экономики, при котором находят экономически оправданное применение все полезные свойства того или иного водного объекта.

Определения термина из разных документов: комплексное использование водных ресурсов

3.16 компоненты природной среды : Земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

Определения термина из разных документов: компоненты природной среды

3.20 лесоочистка : Вырубка всей древесно-кустарниковой растительности, в т.ч. очистка площадей от нерастущей древесины (валежник).

Определения термина из разных документов: лесоочистка

3.19 лесосводка : Вырубка товарных лесонасаждений в целях получения товарной продукции.

Определения термина из разных документов: лесосводка

9.11 Мероприятия в нижнем бьефе гидроузла

9.11.1 Исходя из характера природных условий и технических параметров гидроузла в нижнем бьефе ГЭС требуется проведение комплекса защитных мероприятий, обеспечивающих минимизацию возможного воздействия, связанного с резким колебанием уровня воды из-за изменения режимов работы ГЭС. В составе мероприятий могут предусматриваться берегозащитные мероприятия, вынос зданий и сооружений за пределы возможной берегопереработки, переселение населения, комплекс компенсационных природоохранных мероприятий и т.д.

С этой целью при разработке проекта требуется рассмотреть возможные изменения существующих природных и хозяйственных условий в нижнем бьефе гидроузла в зависимости от режима регулирования стока:

- снижение уровней половодья и, как следствие, иссушение части поймы реки, снижение продуктивности кормовых угодий (зоны осушения);

- повышение меженных уровней и заболачивание части пойменных земель, расположенных в зоне влияния суточного колебания уровней реки;

- затопление и подтопление населенных пунктов, промышленных предприятий и прочих народнохозяйственных объектов, связанные с периодическим, в течение суток, значительным повышением уровнями воды в реке;

- изменение условий судоходства, отстоя судов, работы лесосплавных формировочных рейдов, грузовых, пассажирских и других причалов вследствие больших колебаний уровня воды в реке;

- нарушение традиционных транспортных связей между берегами рек зимой в результате образования полыньи и значительных суточных колебаний уровней воды;

- нарушение работы водозаборных сооружений, выпусков сточных вод и условий эксплуатации подземных коммуникаций в результате изменения уровенного и ледового режимов;

- ухудшение естественных условий миграции и нереста проходных рыб;

- обмеление устьевых участков притоков или усиление эрозионных процессов;

- прочие специфические изменения, которые могут возникнуть в нижнем бьефе гидроузла в процессе наполнения и эксплуатации водохранилища.

Определения термина из разных документов: Мероприятия в нижнем бьефе гидроузла

9.15 Мероприятия по защите гидроузла от приплывающих древесины и торфа

9.15.1 К мероприятиям, которые должны быть рассмотрены в проекте, относятся организация защиты гидроузла от приплывающей древесины и торфяных сплавин, а также мероприятия по их сбору, временному хранению и утилизации.

9.12 Мероприятия по использованию водохранилища для ирригации и водоснабжения

9.12.1 В проекте должна быть проанализирована возможность использовании водохранилища в целях ирригации и водоснабжения, если это вызывается природными условиями и требованиями развития районов, прилегающих к водохранилищу, для чего необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- современная хозяйственная деятельность на территории, тяготеющей к водохранилищу, и существующее водопотребление в этих районах;

- перспективы развития сельского хозяйства и промышленности в рассматриваемой зоне. Рост возможного водопотребления на базе водохранилища;

- предполагаемые места водозабора для орошения и график допустимых изъятий воды в увязке с другими водопользователями;

- график роста подачи воды на орошение с учетом перспективного развития орошаемого земледелия;

- ориентировочная экономическая оценка затрат на орошение при использовании водохранилища. Сравнительная оценка орошения без водохранилища.

3.5 мониторинг окружающей среды (социально-экологический мониторинг) : Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

3.3 нормальный подпорный уровень (НПУ) : Наивысший подпорный уровень, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации.

Определения термина из разных документов: нормальный подпорный уровень (НПУ)

9.7 Обеспечение добычи полезных ископаемых

При наличии заключения территориального органа МПР России об отсутствии полезных ископаемых под площадью намечаемой к застройке, получение разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых (далее - разрешение на застройку) не требуется. В ином случае в соответствии с действующим положением [10] разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых должно быть получено до начала проектирования водохранилища на основе разработанного горно-геологического обоснования, в котором необходимо:

- установить наличие месторождений полезных ископаемых в зоне намечаемого строительства (сбор исходной информации, включая инженерные изыскания и обследования месторождений);

- провести анализ расположения месторождений полезных ископаемых, их величины и значимости;

- разработать прогноз изменений гидрогеологической обстановки на месторождениях полезных ископаемых под влиянием водохранилища (определение степени влияния предполагаемого строительства на сохранность месторождений);

- выполнить вариантные проработки оптимального комплекса мероприятий по обеспечению добычи полезных ископаемых, попадающих в зону влияния проектируемого водохранилища:

- оценить возможность интенсивной разработки месторождений с расчетом выработки их до наполнения водохранилища;

- разработать проект инженерной защиты от воздействия водохранилища;

- разработать предложения по специальному обустройству месторождений для эксплуатации в условиях водохранилища.

Определения термина из разных документов: Обеспечение добычи полезных ископаемых

9.10 Обеспечение охраны окружающей среды в зоне влияния водохранилища и нижнего бьефа

9.10.1 При подготовке водохранилища должны быть предусмотрены мероприятия по сохранению водных объектов, водосборных площадей, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы и иные необходимые меры по недопущению возможных негативных изменений окружающей природной среды. При проектировании водохранилищ должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению возможного загрязнения окружающей среды, влияния на здоровье населения, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

9.10.2 Для разработки мероприятий по предотвращению или снижению возможного негативного воздействия строительства и эксплуатации проектируемых объектов на соответствующие компоненты окружающей среды необходимо произвести лабораторные исследования атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод в целях уточнения данных, полученных на стадии обоснования инвестиций в строительство, а также специальные аналитические инженерно-экологические исследования, включая численное моделирование, необходимые для разработки мероприятий по охране окружающей среды, в том числе:

- для разработки мероприятий по обеспечению нормативного состояния воздушной атмосферы, поверхностных и подземных вод;

- для разработки мероприятий по утилизации строительных и бытовых отходов;

- для определения индикационных показателей и критериев безопасности развития опасных процессов для социально-экологического мониторинга;

- для обеспечения надежности производственного контроля строительных работ;

- для оценки социально-экологического риска при строительстве и эксплуатации объектов;

- для комплексной оценки состояния окружающей среды при строительстве и эксплуатации объектов.

9.8 Обеспечение сохранения объектов культурного наследия

9.8.1 При проектировании и создании водохранилищ ГЭС мероприятия по сохранению объектов культурного наследия разрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 25.06.02 № title="Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

9.8.2 В целях обеспечения сохранения объектов культурного наследия необходимо выполнение следующих требований:

На стадии обоснования инвестиций:

а) выяснение степени изученности и общей археологической перспективности территории по архивным данным;

б) полевые работы (при необходимости) по локализации уже известных объектов археологического наследия на местности и определение их соотношения с территорией будущего строительства;

в) прогнозирование воздействия будущего строительства на сохранность объектов культурного наследия и предложение по оптимальному, с точки зрения сохранности объектов культурного наследия, варианту расположения будущего строительства;

г) определение задач по сохранению объектов культурного наследия для последующей стадии проектирования, определение сроков и этапности их выполнения;

д) определение сметной стоимости последующих проектных охранно-спасательных работ.

На стадии проектирования:

а) проведение обследования территории (разведки) с целью выявления всех объектов культурного наследия в зоне проектирования, установление границ объектов культурного наследия и привязка их к схеме строительства;

б) подготовка научной и технической отчетности по разведкам;

в) анализ влияния основных технических решений и условий строительства на сохранность объектов культурного наследия в зоне строительства;

г) разработка мероприятий по сохранению объектов культурного наследия методом оценки возможности изменения параметров проекта с целью исключения территории объектов культурного наследия из зоны затопления, таких как:

- исключение территории объектов культурного наследия из зоны затопления путем понижения НПУ водохранилищ;

- проектирование защитных сооружений, предохраняющих объекты археологического наследия от разрушения в ходе строительства и эксплуатации водохранилища;

- изменение месторасположения створа ГЭС, вплоть до рассмотрения альтернативного источника производства электроэнергии;

Определения термина из разных документов: Обеспечение сохранения объектов культурного наследия

3.6 объекты культурного наследия : Объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры.

Определения термина из разных документов: объекты культурного наследия

9.9 Определение необходимости инженерной защиты

9.9.1 Экономическая, техническая целесообразность и основные параметры строительства комплекса инженерной защиты от затопления, подтопления и береговой абразии населенных пунктов, объектов хозяйственной деятельности, сельскохозяйственных земель, месторождений полезных ископаемых, памятников истории и культуры, других ценных объектов и территорий в зоне влияния водохранилищ гидроэлектростанций должна быть определена для каждого конкретного водохранилища технико-экономическими расчетами.

9.9.2 Техническая целесообразность разработки проекта инженерной защиты должна быть направлена:

- на сохранение памятников истории и культуры, если их вынос экономически нецелесообразен, технически невозможен, либо они исторически связаны с местом своего расположения;

- защиту от влияния водохранилища хозяйственных объектов и населенных пунктов, если затраты на их вынос либо рыночная стоимость защиты строений и сооружений, попадающих в зону затопления, значительно превышают стоимость строительства сооружений инженерной защиты и затрат на их эксплуатацию за период, сопоставимый со сроками окупаемости строящегося гидроузла;

- обеспечение санитарно-гигиенических условий у крупных населенных пунктов;

- инженерную защиту месторождений полезных ископаемых, если извлечение разведанных запасов невозможно за период подготовки ложа водохранилища либо после его создания, и если экономическая эффективность их добычи значительно превышает (в обозримой перспективе) стоимость строительства и эксплуатации комплекса инженерной защиты;

- инженерную защиту ценных земель и особо охраняемых территорий;

9.9.3 Экономическая целесообразность разработки проекта инженерной защиты должна определяться на основании анализа:

- снижения затрат и потребности в материалах по сравнению с их выносом;

- возможности выноса затрагиваемых объектов (полезные ископаемые, минеральные источники, памятники истории и культуры и исторически связанные с ними территории и др.);

- необходимости сохранения ценных сельскохозяйственных угодий.

9.9.4 Мониторинг состояния гидротехнических сооружений инженерной защиты при строительстве и последующей эксплуатации должен выполняться за счет средств владельцев сооружений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.97 № title="Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" при соблюдении требований стандартов организации [17, 18].

9.9.5 Контроль за безопасностью сооружений инженерной защиты в соответствии с федеральными законами от 21.07.1997 № title="О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и от 21.07.1997 № title="О безопасности гидротехнических сооружений" должен осуществляться федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в соответствующей области.

Определения термина из разных документов: Определение необходимости инженерной защиты

9.14 Организация охотничьих и звероводческих хозяйств

9.14.1 Проект должен предусматривать возможность использования водохранилища для охотничьих и звероводческих хозяйств, для чего необходимо выполнить изучение и прогнозирование формирования в зоне водохранилища и на смежных территориях видового состава и численности промысловых животных.

Определения термина из разных документов: Организация охотничьих и звероводческих хозяйств

3.7 охрана объектов культурного наследия : Система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции и направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № title="Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Определения термина из разных документов: охрана объектов культурного наследия

3.17 оценка воздействия на окружающую среду : Определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия.

Определения термина из разных документов: оценка воздействия на окружающую среду

9.2 Переселение населения

9.2.1 Переселение населения должно производиться на следующих принципах:

- принцип обоснованности необходимости переселения;

- принцип минимизации объемов переселения;

- принцип улучшения качества жизни переселяемого населения;

- принцип равноценного и предварительного возмещения затапливаемых жилых помещений и убытков, связанных с переселением;

- принцип открытости - заблаговременное (не менее чем за 1 год) уведомление и непосредственное обсуждение с гражданами возможных вариантов перемещения. Обязательное применение процедур, направленных на рассмотрение жалоб населения и снижения конфликтов.

9.2.2 Переселение населения, вынос строений и возмещение убытков землепользователям должно предусматривать проведение следующих работ:

- анализ воздействия водохранилища на население и объекты собственности;

- обоснование необходимости переселения и выноса строений, который производится на основе определения зон влияния водохранилища, расположения населенных пунктов, жилых и хозяйственных построек, промышленных и производственных объектов и объектов инфраструктуры;

- на этапе проектирования требуется обеспечить перепись населения, инвентаризацию имущества.

- на этапе реализации проекта требуется проведение повторной переписи населения на территории затопления, которая фиксирует индивидуальные данные всех зарегистрированных и проживающих жителей: гражданство, место рождения, место жительства, образование, родственные отношения с проживающими совместно лицами (состояние в браке и степень родства), количество детей, возраст детей, жилищные условия, тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства, юридические основания для проживания, форму собственности, доли собственности (фиксация имеющихся документов на жилье, землю, собственность), источники средств к существованию.

- техническое описание жилых и хозяйственных построек, фиксация наличия имеющихся правоустанавливающих документов на жилье, землю.

- составление списка объектов местных и муниципальных администраций, попадающих под перемещение.

- выявление пожеланий переселенцев о месте и условиях переселения;

- сбор статистической информации об уровне жизни населения, демографических процессах, состоянии инфраструктуры;

- выработка концепции переселения, разработка схемы и Плана переселения, включая определение проектных решений по размещению и социальному обеспечению населения, переселяемого из зоны водохранилища;

- расчет объемов жилья и социальной инфраструктуры в поселениях-реципиентах (переселение населения из зоны затопления водохранилища рекомендуется производить только в существующие населенные пункты соответствующего региона, а в населенных пунктах, частично затрагиваемых водохранилищем, переселяемое население должно быть размещено в пределах своих же селений путем выноса строении на свободные участки).

- укрупненный расчет стоимости переселения, который включает в себя расчет стоимости строительства жилья и инфраструктуры, расчет стоимости покупки жилья для целей переселения, стоимость организацияи перемещения населения и перевоза личных (домашних вещей), выплаты компенсаций - компенсацию переезда, расходы по провозу имущества, суточные, расходы по обустройству на новом месте жительства.

- информирование населения (регулярные встречи жителей и лиц, ответственных за переселение; открытие общественных приемных в населенных пунктах зоны затопления; предоставление информации через СМИ относительно возможных мест переселения, возможностей получения работы и организации быта и отдыха в различных населенных пунктах).

9.2.3 Для разработки Плана переселения необходимо:

- проанализировать нормативно-правовую базу для осуществления процесса переселения населения в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ, от 29.12.2004 № title="Градостроительный кодекс Российской Федерации";

- предложить критерии переселения (с учетом региональной специфики);

- рассмотреть альтернативные варианты переселения;

- определить площади земель, необходимых для размещения переносимых населенных пунктов и других объектов, а также приусадебных участков;

- определить наилучшие проектные решения по размещению и социальному обеспечению переселяемого населения;

- рассчитать необходимые площади жилья и обосновать перечень объектов социальной инфраструктуры в поселениях-реципиентах;

- разработать мероприятия по сносу жилых домов и строений в зоне затопления водохранилища;

- разработать программы, направленные на сохранение нематериального наследия по новому месту проживания коренного населения;

- предложить направления использования переселяемого экономически активного населения в отраслях и секторах местной и региональной экономики (по результатам переписи);

- предложить наилучшие практики переселения населения;

- разработать программу по организации контроля за процессом переселения. Рекомендуется проведение социального мониторинга как в ходе процесса переселения (на основных этапах, обозначенных в Плане по переселению), так и после завершения переселения (первый раз - через 0,5 года после завершения всего процесса переселения, далее в течение 5 лет ежегодно, далее - через 5 лет). Также рекомендуется проведение дополнительных социологических исследований (например, анкетирование для выяснения степени удовлетворенности состоявшимся переселением) и организовать постоянный мониторинг переселения населения, чтобы в случае необходимости произвести корректировку плана переселения;

- разработать механизм предоставления переселяемому населению полноценной и адекватной информации: об условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах переселяемых граждан; о мерах социальной поддержки и размерах предоставляемых государственных гарантий; о территориях, которые предлагаются для переселения; о возможностях жилищного обустройства; о возможностях переобучения и повышения квалификации.

9.2.4 Если производится компактное переселение населения, то необходимо проектировать новый населенный пункт, как правило, рядом с ликвидируемым на берегу водохранилища и создать всю необходимую для жизни людей инфраструктуру. В случае переселения в существующие населенные пункты необходимо произвести соответствующие расчеты и запроектировать реконструкцию существующей в населенном пункте инфраструктуры.

В случае, если на предполагаемой к затоплению территории проживают коренные малочисленные народы, то необходимо разработать План содействия развитию коренных малочисленных народов и Соглашение о сотрудничестве.

Определения термина из разных документов: Переселение населения

9.3 Переустройство объектов транспорта и коммуникаций зоны водохранилища

9.3.1 Техническая характеристика затрагиваемых водохранилищем ЛЭП должна быть составлена по данным, получаемым от территориальных сетевых компаний. Проект переустройства ЛЭП необходимо разрабатывать с учетом утвержденной генеральной схемы размещения объектов энергетики соответствующего экономического района, а также федеральных законов от 8.11.2007 № title="Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 10.01.2003 № title="О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

9.3.2 Техническая характеристика линий и сооружений связи, а также других средств информационных коммуникаций, затрагиваемых водохранилищем, должны быть составлена на основании данных, получаемых от территориальных управлений и линейно-технических участков владельцев связи. Проект переустройства линий и сооружений связи необходимо разрабатывать с учетом перспективы их развития. Проектирование новых автомобильных дорог и мостов и переустройство существующих должно производиться в увязке с общей схемой развития дорожной сети и проектами размещения сельскохозяйственных и промышленных предприятий, выносимых из зоны влияния водохранилища. Техническая категория вновь проектируемых и переустраиваемых дорог должна устанавливаться с учетом перспективной интенсивности движения. Техническая характеристика нарушаемых дорог и мостов должна устанавливаться на основании данных, полученных от организаций, на балансе которых находятся автомобильные и железнодорожные дороги. Расположение мостов, переходов, судоходных пролетов, их подмостовые габариты, а также паромных переправ должны быть установлены по согласованию с соответствующими ведомствами.

9.3.3 В целях сохранения существующих автомобильных и железнодорожных связей и надлежащего технического уровня сооружений в проекте должны проанализированы следующие варианты:

- переустройство существующего автомобильного или железнодорожного полотна (повышение отметок) или строительство нового пути в обход водохранилища;

- строительство новых или реконструкцию существующих автомобильных или железнодорожных мостов и подходов к ним;

- инженерная защита автомобильных дорог или железнодорожных путей, линейных коммуникаций от затопления, подтопления и обрушения берегов.

3.14 проектная документация : Документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства.

Определения термина из разных документов: проектная документация

9.13 Рекреационное освоение водохранилища

9.13.1 В проекте следует предусмотреть разработку рекомендаций по освоению и рациональному использованию рекреационных ресурсов водохранилища в лечебно-оздоровительных и физкультурных целях, для краткосрочного и длительного отдыха населения.

Определения термина из разных документов: Рекреационное освоение водохранилища

9.6 Рыбоохранные и рыбохозяйственные мероприятия

9.6.1 Проект рыбоохранных и рыбохозяйственных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ должен быть разработан на основе рыбоводно-биологического обоснования и рыбохозяйственной характеристики водотока;

9.6.2 Проект рыбоохранных и рыбохозяйственных мероприятий должен содержать:

- рыбохозяйственную оценку участка реки в зоне будущего водохранилища и на участках его влияния в нижнем бьефе (состав ихтиофауны, особенности биологии рыб, расположение нерестилищ, районов нагула и зимовки, промысловые запасы, рыбопродуктивность, любительское рыболовство);

- расчет возможного ущерба рыбному хозяйству от создания водохранилища;

- выбор видов рыб для формирования промысловых стад, исходя из природных особенностей будущего водохранилища и его кормности;

- мероприятия по обеспечению естественного воспроизводства ценных промысловых рыб в водохранилище;

- капитальные затраты и экономическую эффективность рыбохозяйственных мероприятий.

9.6.3 В проекте требуется обосновать необходимость проведения:

- мероприятий для защиты рыб от попадания в водозаборы (рыбозащитные и рыбопропускные сооружения);

- мероприятия и сооружения для искусственного воспроизводства рыб с использованием водного фонда водохранилища, в том числе проекты рыбоводных заводов, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и др. сооружения;

- устройства искусственных нерестилищ;

- интродукцию ценных пород рыб в водохранилище;

- рыбохозяйственное освоение мелководий.

- мероприятия, сооружения и оборудование для организации промышленного и любительского рыболовства;

9.6.4 В соответствии со строительными нормами и правилами [11] до перекрытия русла реки должны быть построены рыбопропускные сооружения, а до начала наполнения водохранилища нерестововыростные хозяйства и рыбопитомники (в случае, если в проекте обоснована их биологическая и экономическая целесообразность).

Определения термина из разных документов: Рыбоохранные и рыбохозяйственные мероприятия

3.21 санитарная подготовка : Комплекс мероприятий, обеспечивающих очистку территории, подлежащей затоплению от всех видов загрязнений бытового и хозяйственного характера, способных оказать отрицательное влияние на качество воды в будущем водохранилище.

Определения термина из разных документов: санитарная подготовка

9.5 Санитарно-эпидемиологические мероприятия, включая сводку древесно-кустарниковой растительности (лесосводка и лесоочистка)

9.5.1 Исходными данными для проектирования мероприятий по санитарной подготовке водохранилищ должны являться:

- санитарно-техническое задание на проектирование санитарных мероприятий в зоне водохранилищ;

- материалы санитарно-технического обследования района расположения водохранилища, нижнего бьефа и зоны его влияния;

- прогнозы формирования санитарно-гигиенической, паразитологической обстановки, включая ожидаемое изменение выплода гнуса в связи с образованием мелководных затоплений на водохранилище;

- прогноз качества воды после создания водохранилища.

Работы по проектированию санитарной подготовки водохранилищ должны предусматривать следующие мероприятия:

- организацию полигонов по захоронению отходов, образующихся при санитарной очистке;

- очистка территории застройки (после выноса строений населенных пунктов) от строительного мусора и других органических и неорганических загрязнений;

- санитарная обработка мест массивного и специфического загрязнения;

- вынос кладбищ и скотомогильников из зоны влияния водохранилища или оставление их на месте при условии защиты от размыва. Кладбища и скотомогильники выносятся из зоны водохранилища в случае расположения их в зоне сработки водохранилища и на 2 м ниже УМО, в зоне обрушения берегов или донного размыва (в мертвом объеме), в местах проектируемых водозаборов или зон отдыха. Сибиреязвенные скотомогильники выносятся из зон затопления, подтопления и обрушения берегов. Вынос захоронений (кроме сибиреязвенных) из зоны мертвого объема не производится (только по заявкам родственников);

- подготовка зон санитарной охраны для существующих и вновь сооружаемых водозаборов;

- очистка от древесной и кустарниковой растительности прибрежной зоны водохранилища у населенных пунктов и организованных зон отдыха.

9.5.2 В комплекс мероприятий по санитарной подготовке территории затопления в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 № title="О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ [12] должны входить:

- санитарная очистка территорий населенных пунктов, предприятий, зданий и сооружений, подлежащих выносу, а также мест массивного загрязнения;

- очистка от древесной и кустарниковой растительности;

- мероприятия в местах захоронений;

- подготовка прибрежных участков водохранилищ около населенных пунктов - санитарных зон.

При образовании мелководий и возможном заболачивании территорий вблизи населенных пунктов, вызывающих ухудшение санитарных условий проживания населения, должны предусматриваться мероприятия по их предотвращению.

9.5.3 Проекты лесосводки и лесоочистки должны быть разработаны на основе материалов лесоинвентаризации в зоне водохранилища, а также требований санитарных норм по обеспечению качества воды в водохранилище. В проектах лесосводки и лесоочистки должны быть проработаны следующие вопросы:

- состав и объемы работ по лесосводке и лесоочистке на затапливаемых территориях;

- состояние, состав и производственная мощность лесной промышленности в районе проектируемого водохранилища;

- организация и производство работ по лесосводке, лесоочистке и переработке древесины;

- возможность реализации товарной древесины, заготавливаемой в зоне затопления, и возможность использования нетоварной древесины;

- другие возможности утилизации древесины;

- стоимостные затраты на выполнение лесосводки и лесоочистки.

Требования по характеру и объему указанных работ регламентируются Санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ [12], федеральным законом от 04.12.2006 № title="Лесной кодекс Российской Федерации" параметрами водохранилища и режимом работы гидроузла.

9.5.4 Лесоочистка должна предусматриваться только на участках специального назначения:

- трассах судовых ходов и других объектах водного транспорта;

- санитарных зонах у существующих и вновь создаваемых населенных пунктов;

- охранных зонах гидроузла при возникновении необходимости в этом по условиям эксплуатации;

- в зоне сработки водохранилища и прибрежной зоне при обосновании необходимости таких мероприятий.

9.5.5 Отказ от проведения части мероприятий по санитарной подготовке территории затопления в соответствии с санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ [12] должен быть обоснован расчетами прогноза, подтверждающими, что качество воды в водохранилище будет в пределах нормативных требований.

3.8 сохранение объектов культурного наследия : Направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Определения термина из разных документов: сохранение объектов культурного наследия

9.4 Транспортное освоение водохранилища и обеспечение судоходства в нижнем бьефе

9.4.1 При разработке проектной документации должен разрабатываться раздел «Транспортное освоение водохранилища и обеспечение судоходства в нижнем бьефе», который должен содержать:

- характеристику современного состояния водного транспорта;

- перспективный объем перевозок (грузооборот и пассажирооборот) в бытовых условиях;

- влияние водохранилища на водный транспорт;

- организацию перевозок и работы флота в условиях водохранилища.

9.4.2 В разделе, при экономической целесообразности, должны быть разработаны путевые мероприятия, учитывающие изменения существующих условий судоходства в соответствии с Федеральным законом от 07.03.2001 № title="Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации":

- создание судоходных трасс (основных, дополнительных и местных), отстойных пунктов-убежищ, навигационной обстановки;

- организация портово-пристанского хозяйства общего и ведомственного пользования;

- организация паромных переправ через водохранилище;

- мероприятия по продлению навигации;

- переоборудование речного флота применительно к новым условиям плавания;

- организация дальней и эксплуатационной связи речного транспорта на водохранилище;

- осуществление судоходства в период перекрытия реки и наполнения водохранилища.

3.4 уровень мертвого объема (УМО) : Наинизший уровень воды в водохранилище, допустимый по условиям нормальной эксплуатации гидроузла.

Определения термина из разных документов: уровень мертвого объема (УМО)

3.18 форсированный подпорный уровень (ФПУ) : Подпорный уровень выше нормального, допускаемый в верхнем бьефе в особых условиях эксплуатации гидротехнических сооружений при сбросе паводков малой обеспеченности.

Определения термина из разных документов: форсированный подпорный уровень (ФПУ)

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. . 2015.

Смотреть что такое "СТО 70238424.27.140.036-2009: Гидроэлектростанции. Водохранилища ГЭС. Основные правила проектирования и строительства. Нормы и требования" в других словарях:

  • зона затопления (верхнего и нижнего бьефа ГЭС) — 3.2 зона затопления (верхнего и нижнего бьефа ГЭС) : Территория, в пределах которой возможно или прогнозируется покрытие ее водой в результате строительства ГЭС Источник: СТО 70238424.27.140.036 20 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Обеспечение охраны окружающей среды в зоне влияния водохранилища и нижнего бьефа — 9.10 Обеспечение охраны окружающей среды в зоне влияния водохранилища и нижнего бьефа 9.10.1 При подготовке водохранилища должны быть предусмотрены мероприятия по сохранению водных объектов, водосборных площадей, земель, почв, лесов и иной… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Мероприятия по использованию водохранилища для ирригации и водоснабжения — 9.12 Мероприятия по использованию водохранилища для ирригации и водоснабжения 9.12.1 В проекте должна быть проанализирована возможность использовании водохранилища в целях ирригации и водоснабжения, если это вызывается природными условиями и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Транспортное освоение водохранилища и обеспечение судоходства в нижнем бьефе — 9.4 Транспортное освоение водохранилища и обеспечение судоходства в нижнем бьефе 9.4.1 При разработке проектной документации должен разрабатываться раздел «Транспортное освоение водохранилища и обеспечение судоходства в нижнем бьефе», который… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Переустройство объектов транспорта и коммуникаций зоны водохранилища — 9.3 Переустройство объектов транспорта и коммуникаций зоны водохранилища 9.3.1 Техническая характеристика затрагиваемых водохранилищем ЛЭП должна быть составлена по данным, получаемым от территориальных сетевых компаний. Проект переустройства ЛЭП …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Рекреационное освоение водохранилища — 9.13 Рекреационное освоение водохранилища 9.13.1 В проекте следует предусмотреть разработку рекомендаций по освоению и рациональному использованию рекреационных ресурсов водохранилища в лечебно оздоровительных и физкультурных целях, для… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • обеспечение — Процесс скоординированного управления по обеспечению всех материалов и ресурсов, требуемых для эксплуатации изделия. Источник: ГОСТ Р 53480 2009: Надежность в технике. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • зона — 3.11 зона: Пространство, содержащее логически сгруппированные элементы данных в МСП. Примечание Для МСП определяются семь зон. Источник: ГОСТ Р 52535.1 2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 1. Машин …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • оценка — 3.9 оценка (evaluation): Систематическое определение степени соответствия объекта установленным критериям. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 99: Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • организация — 4.23 организация (organization): Лицо или группа лиц и необходимых средств с распределением обязанностей, полномочий и взаимоотношений. Примечание 1 Адаптировано из ИСО 9000:2005. Примечание 2 Объединение лиц, организованных для некоторой… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.